Выставка В.В.Типикина
Архипелаг №4 2021
Варвара Черченко,
Полина Соловьёва

В Музее архитектуры и дизайна УрГАХУ теперь есть выставка работ Владимира Владимировича Типикина, профессора кафедры дизайна, «Товарные знаки и знаки обслуживания». Преподаватель поделился с нами своими впечатлениями от выставки и рассказал парочку интересных историй.


— Для начала хотели бы уточнить, когда было открытие Вашей выставки и как долго она будет в музее?

— Это был день моего рождения (12 октября). Я надеюсь, что она там надолго останется. Она так хорошо там вписалась! Мне Елена Валентиновна со своими сотрудниками очень сильно помогли в оформлении планшетов. Я думал просто выставить их в ряд, а они сказали: «Давайте сделаем объёмно-пространственную композицию». Помогли с установкой и получилась такая штука, которая
может очень долго стоять.
— Если выставка — это проект, то какую цель Вы преследовали?

— Цель простая: я впервые показываю лучшие товарные знаки, разработанные мной. Я приурочил
это к своему юбилею.

— Каким должен быть хороший логотип на Ваш взгляд?

— Он должен быть лаконичным и необычным.

— Есть товарный знак, которым вы гордитесь больше остальных?
— Наверное, нет. Но теми историями, которые связаны с каждым из знаков, я не то, что горжусь, я их
вспоминаю — они часть моей жизни. Это зачастую поучительные, необычные и интересные истории.
Они представляют некий опыт проектной работы, а также опыт взаимодействия с заказчиком.

— Поделитесь самой интересной?

— Расскажу историю про знак, который я делал для «УралЭлектроТяжМаш». Это один из гигантов
уральской индустрии, который выпускает турбины для гидроэлектростанций. Я сделал вариантов 30
знака, и никак они не нравились заказчику. А работал я не через директора завода, а через управляющего. Я всё время просил, чтобы меня допустили до заказчика, чтобы с ним поговорить, обсудить проблемы. И наконец-то добился. Директор завода оказался конструктор, то есть человек творческий. И я подумал: раз он человек творческий, то мне просто нужно ввести его в творческий процесс. Мы просто сидели у него в кабинете и рисовали. Конечно, я хотел, чтобы этот знак рисовался так, как мне это видится. Но и его творческую часть тоже было заметно, а поскольку человек уже принял эту творческую часть, то он не может отказаться от тех идей, что мы уже вместе выработали. Таким образом и получился товарный знак: с небольшой долей идей самого заказчика в этой разработке. Эта история интересна иллюстрацией того, что иногда сам процесс проектирования
и общения с людьми ценнее конечной цели или результата.
Знак «УралЭлектроТяжМаш»
— А можете рассказать про самый простой знак?

— Самый простой — это «НТСО». Заказчик просто сказал мне, что есть такие тренды на объёмные товарные знаки, у него есть аббревиатура «НТСО» и ее нужно представить в виде кубика. Я нарисовал этот знак буквально за 40 минут в векторной программе. Получил свой гонорар, потому что тут даже не нужны были никакие варианты. Заказчик счастлив — я доволен. Самая короткая, но денежная моя работа.

— Раз зашла речь о гонораре, от чего зависит стоимость знака?

— Цена зависит от того, насколько платёжеспособной является организация-заказчик. Это для тех
людей, как я, которые любят своё дело и могут «подвинуться в цене». Соответственно, цена договорная. Потом – от времени. Также сейчас идет инфляция, цены постоянно меняются: возникают конкурентные ситуации, когда в силу определённых обстоятельств не можешь «задирать» цену. Всё зависит от того, как ты договоришься с заказчиком и от того, насколько это дело приятно и интересно, а мне почти всегда приятно и интересно.
Знак «НТСО»
— А Вы можете составить ТОП необходимых задач, чтобы успешно организовать свою выставку.

— Во-первых, необходимо собрать материал для этой выставки. У меня, например, ещё есть материал на пару-тройку хороших, интересных, тематических выставок. В своё время я чуть ли был не монополистом в разработке винно-водочных этикеток на Урале: «Виншампанкомбинат», «Алкона» и «Среднеуральский Винзавод» были моими заказчиками. Я приводил своих друзей, родственников в магазин, где продавалась эта продукция, как к себе на выставку. Поэтому повторюсь: нужен
материал для выставки - интересный, достойный, любопытный, необычный, может быть даже эксклюзивный. Ну и достаточно хороший массив — чтобы это была объёмная выставка. Пусть она будет локальная, небольшая, но насыщенная интересными вещами, артефактами.

Во-вторых, выбрать подходящее место. Выставка должна проходить там, где бы вы хотели. С местом связаны люди, которые посещают его. Мне было важно, например, чтобы моя выставка была именно в АРХе, чтобы мои студенты и коллеги смогли спокойно сходить и посмотреть на неё.

Тематика, наполнение, контингент, место. Ну и, наверное, какие-то дополнительные бонусы в виде общения с персоналом выставки, сам процесс монтажа, а также презентация выставки тоже должны быть приятными. Открытие: оно должно быть прекрасно организовано, а люди, которые тебе помогают, также должны быть в это дело погружены, с душевной отдачей.

— А за какой период Вашей деятельности представлены работы на выставке?

— За достаточно большой временной промежуток: с начала 90-х годов и по сегодняшний день.

— И все работы Вам до сих пор нравятся? Некоторым знакам уже около 30 лет. Думаете ли Вы, смотря на них, что сейчас сделали бы лучше?

— Я постоянно думаю, что мог бы сделать лучше. И неважно — тогда это было или сейчас. Например,
я знаю за собой недостаток, что я могу в порыве креатива остановиться. Остановиться — и сказать себе, что этого достаточно: достаточно для того, чтобы заказчик принял знак, чтобы знак был оригинальным, чтобы знак выиграл конкурс. Хотя этого может быть недостаточно. И поэтому всегда необходимо критиковать в душе свою работу и видеть те недочеты и ошибки, которые бы ты
исправил. Но знак уже сложился, он уже вещь и живёт сам по себе. И приятно просто встречать его на продукции через определённое время.
Знак «Алкона»
Вот ещё одна история. Она о том, как долго знак может жить. Нужно было очень быстро сделать знак
для серии напитков из натуральных продуктов «Алкона». И я просто шёл, подобрал рябиновую веточку, отсканировал её, даже не обрабатывал в векторной программе, сделал чёрно-белый bitmap (растровое изображение), вогнал в круг и так получилась заставка для этой серии. Потом вдруг заказчики решили зарегистрировать товарный знак. В результате всевозможных перипетий,
связанных со сменой владельцев, с объединением предприятий, с пертурбациями в плане собственности, после закрытия многих организаций и возрождения их вновь — очень приятно увидеть через 20 лет этот знак на продукции «Виншампанкомбинат». За столько лет этот знак
оказался единственным, который был зарегистрирован, который можно было использовать для защиты продукции. Вот такая удивительная история возрождения.