Юрий Анатольевич Владимирский – архитектор, дизайнер, воин

Архипелаг №2 2020
Е.А.Вязникова, профессор кафедры индустриального дизайна
В нашей памяти он сохранился личностью, оставившей яркий след в любом поприще. Во время войны он был одним из тех, кто создал непреодолимую преграду, не допустившую оккупацию столицы. Смертельно раненный он выжил и продолжал бороться за нашу победу. В мирное время он вышел в группу первых архи-текторов, обучающихся на Урале. Эту группу составляли такие известные преподаватели как Коротковский, Десятов, Щепкин. Высокий про-фессионализм, полученный во время учебы и проявленный в процессе работы архитектором, позволил ему оставить о себе память в форми-ровании архитектуры нашего города. Он был одним из основных авторов проекта крупнейшего в то время стадиона Cвердловска. Оригиналь-ность и неповторимость фасадной части входной группы стали для города настолько значимы, что во время полной реконструкции стадиона экспертами было решение об её сохранении.

Когда в 1971 г. я пришла работать в архитектурный институт на кафедру промыш-ленного искусства, то встретила Юрия Анатольевича уже в качестве заведующего этой кафедры. Меня поразила смелость в решении возглавить её при недостаточ-ности опыта и знаний в области дизайна. И здесь проявилась редкость его харак-тера. Окунувшись в другую профессию он никогда не стеснялся сознаваться в недостаточности знаний по отдельным вопросам дизайна, полностью доверяя своим коллегам, привлеченным к педагогической деятельности и имеющими большой практический опыт, чем заслужил к себе большое уважение и любовь.

Однако, неистребимый оптимизм и вера в преодоление любых препятствий (видимо, это качество – результат военных лет), позволили Юрию Анатольевичу стать на долгое время бессменным руководителем кафедры. Благодаря ему, она стала одной из самых дружных, известных и узнаваемых в образовательном мире страны. Юрий Анатольевич создал дом, в котором был непререкаемым авторитетом и последней точкой в любом споре. Как заботливый отец он был в курсе бытовых неурядиц своих сотрудников, и по мере возможностей, помогал их разрешить. «Выбивал» у началь-ства квартиры, устраивал детей в детсады, разрешал материальные трудности. Часто, получив отказ руководителей института, он без обид уходил, но никогда не унывая, возвращался столько раз, пока не добивался своего.

Таким же родным «отцом» он был и для студентов. Он знал их по именам и при не- обходимости, сразу бросался на их защиту. Он относился к ним с большим уважени- ем и прислушивался к их мнению. При нем окончание любого курса завершалось защитой курсового дизайн-проекта. Это было ритуальное действие, к которому относились очень серьезно и студенты, и преподаватели. Подготовка к защите была очень тщательной, так как считалось очень важным объяснение студенту уровня оценки его работы. Юрий Анатольевич не жалел времени на объяснение всех вопросов, возникших по этому поводу. В нем было очень развито чувство справедливости. Поэтому проведение защит занимало очень много времени, и присутствие преподавателей было обязательным. Такие защиты позволяли выявить уровень подготовки студентов и качество преподавательской деятельности. Это заставляло и тех, и других держаться в высоком тонусе.

Оценивая роль Ю.А. Владимирского в истории развития университета, можно сказать, что во многом благодаря своим личным качествам, ему удалось создать одну из самых дружных и плодотворных кафедр. Это был создатель, хранитель и отец школы подготовки профессии дизайнер.