Методические выставки
Т.В. Субботиной
Архипелаг №1 2022
Текст и фото: Ольга Олеговна Алиева

Поводом для этой публикации послужили методические выставки академических рисунков в выставочном зале УрГАХУ, выполненные студентами направлений «Дизайн» и «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» под руководством доцента кафедры рисунка Татьяны Васильевны Субботиной.

Давно хотелось публично поделиться чувством восхищения деятельностью своей коллеги – художника-педагога, с которой связывает многолетний совместный труд. Каждый год Татьяна Васильевна демонстрирует на выставке определённую часть учебной программы, формируя тематические направления дисциплины. Отчётливо помнятся экспозиции предыдущих лет, посвящённые предметному миру, натюрморту, портрету человека. В этот раз взгляду зрителя представлена трактовка фигуры человека от гипсовых слепков античных фигур Аполлона, Дискобола, Венеры до изображения костюмированной живой модели и двухфигурных композиций.
Экспозиция не столько производит впечатление выставочного проекта, сколько погружает зрителя в рабочую атмосферу аудиторного пространства. Студенты приходят сюда познакомиться с предстоящим программным материалом, сопоставить проделанную работу с демонстрационным образцом, найти ответы на возникающие в рисунке трудности.

Интересна эта выставка и преподавателям. Несмотря на следование основным принципам академического рисунка, сформированным на законах и правилах построения реалистического изображения, Татьяна Васильевна за многолетний педагогический стаж выработала свои особенности преподавания этой дисциплины.
К примеру, работу мягкими материалами, такими как уголь, соус, сангина, сепия, она предлагает вести не путём нанесения тона на лист бумаги, а вынимать изображение из тёмного пространства листа ластиком. Классические приёмы работы с мягким материалом изложены в любом учебнике по рисунку, а вот с этим методом можно познакомиться в редких случаях, в том числе и на занятиях Татьяны Васильевны Субботиной. Студенты с интересом открывают для себя новые возможности
обычного ластика, которым привыкли удалять лишние или ошибочные элементы. Здесь ластик играет роль белого карандаша и становится основным инструментом изображения. На тёмном фоне появляется светлое изображение уставшего музыканта, сидящего на стуле.
Собственные методические особенности касаются не только технического исполнения. Преподаватель убеждён, что интересная постановка изначально стимулирует у учеников желание
работать, познавать новое, развивать свои умения и навыки. Поэтому к организации натуры у неё своё отношение. Она тщательно обдумывает тематику, обстановку, дополнение пространственной среды и предметной составляющей. Когда речь идёт о живой натуре, то подбирает наиболее
характерные типажи, задаёт им позу, наиболее выразительно выявляющую пластику формы, подбирает эффектные костюмы, старается не повторяться для свежести восприятия учениками
предмета изображения.

На выставке привлекает внимание изображение женской модели в национальном сарафане из расшитой парчи. Этот наряд Татьяна Васильевна сшила сама, стараясь разнообразить выбор костюмов, переходящих из постановки в постановку и порядком уже надоевших студентам.
Это лишь немногие эпизоды из преподавательской практики нашей героини. Обо всём в формате статьи рассказать невозможно, но стоит добавить, что вместе с заботой и самоотдачей на её занятиях преобладает строгая дисциплина и требовательность. Результат работы можно
видеть в выставочной экспозиции.

Но есть и ещё одно обстоятельство, иллюстрирующее итог педагогической деятельности Татьяны Васильевны. Можно наблюдать, как после окончания курса «Академического рисунка» студенты ещё долгое время приходят за советом к своему преподавателю. Многие выпускники, уже состоявшиеся специалисты, её желанные гости. Рассказывая о своей профессиональной деятельности, они пытаются найти одобрение и отзыв. А Татьяну Васильевну интересует степень влияния на формирование профессиональных навыков её занятий, что пригодилось, а над чем небходимо поработать.
На этом, казалось бы, можно и завершить повествование, коротко представляющее педагога кафедры рисунка. Но рассказ был бы неполный без творческой характеристики преподавателя.

Татьяна Васильевна Субботина закончила Кунгурское профессионально-техническое художественное училище, а затем Уральскую государственную архитектурно-художественную академию по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», специализируясь на художественной обработке мягких пород камня. Работала художником в частных камнерезных фирмах и организациях Екатеринбурга. В процессе работы освоила резьбу по кости и технологию
литья малых пластических форм в ювелирном искусстве, познакомилась со спецификой кузнечного мастерства. Такой же многогранностью отличается и её педагогическая деятельность. Вела дисциплины: «Композиция», «Пластическое моделирование», «Академический рисунок» для специальностей «Архитектура», «Дизайн», «ДПИ». Подготовила более десятка студентов – дипломантов всероссийских и международных выставок-конкурсов. А также имеет личные дипломы за высокий уровень учебно-методической работы и за инновационные технологии в дизайн-образовании на всероссийских и международных конференциях и семинарах.

Вот на этом, пожалуй, можно поставить точку. Теперь зрители, посещая выставки, организованные
Татьяной Васильевной Субботиной, будут иметь более полное представление о личности и деятельности преподавателя, и просмотр экспозиции, думается, будет более осознанным и глубоким. А Татьяну Васильевну хочется поздравить с проведением очередного серьёзного методического мероприятия и пожелать ей дальнейших творческих и педагогических успехов!