Улицы и наши кисти

Архипелаг №3 2020
Автор текста: Денис Утарбаев
Каждое лето в Екатеринбурге проходят два крупных стрит-арт фестиваля: «Стенограффия» и «Карт-Бланш». Они оба преследуют одну и ту же цель: оживить и разнообразить городское gространство, но действуют совершенно по-разному.
УрГАХУ — это вуз, которому улицы и искусство особенно дороги. О том, какие роли могут играть наши студенты и выпускники на фестивале стрит-арта, расскажем
далее в этой статье.

Но обо всем по порядку.

Работы Стенограффии видны издалека. Они привлекают внимание своим размахом и высокой степенью профессионализма. Еще в 2010 году команде фестиваля удалось убедить городскую администрацию, что стрит-арт художники могут прине-
сти пользу городу. Спустя 10 лет сложно поверить, что когда-то это вызывало
сомнения.

Фестиваль перевернул представление об уличных художниках. Настоящие мастера стрит-арта оказались способны превратить даже самый неприметный уголок города
в место паломничества, и наоборот, обычную проходную улицу — в пространство для переосмысления. Все это было бы сложно представить без организаторов фестива-
ля, которые внимательно подбирают как площадки, где появятся арт-объекты,
так и художников, которые их создадут. Внимательное и трепетное отношение к городу — это то, что объединяет всех людей Стенограффии, и такой подход себя оправдывает: работы фестиваля с каждым годом зажигают все больше искр в глазах зрителей.

Благодаря Стенограффии Екатеринбург начали называть столицей российского стрит-арта, ведь здесь удалось осуществить невообразимое: художники посреди белого дня разрисовывают стены и делают это легально. Но такая картина мира устраивает не всех. В противовес устоявшемуся формату Стенограффии возник
партизанский фестиваль стрит-арта «Карт-Бланш».

В рамках Карт-Бланша художники не согласовывают свои арт-объекты ни с городскими властями, ни с местными жителями. Фестиваль, наоборот, призывает участников полностью разрушить все границы, обусловленные не только институтом
частной собственности, но и выбором материалов и техник.

Спор о том, какой из этих подходов правильный, возникает то тут, то там. Его можно наблюдать и на тематических мероприятиях, и на просторах интернета, и на самих
улицах города. но на страницах Архипелага я не хотел бы принимать ничью сторону, оставив эту животрепещущую тему для другого раза. А здесь я хочу рассказать о наших студентах и выпускниках, которые вносят свой вклад в развитие городского уличного искусства именно на примере фестиваля «Стенограффия».
Ян Посадский «Радио»
Фото: Дмитрий Чабанов, резидент Форма 42
Денис Пономарев, волонтер пресс-службы, студент 4 курса УрГАХУ
«В первый день художник и его помощники приехали на объект, но шел дождь, поэтому мы развернулись и уехали...», – рассказывает Денис о том, как создавалась работа стрит-арт художника Яна Посадского под названием «Радио». – На второй
день ребята все-таки начали покрывать вышку краской. Краска мало того, что оказалась графитовой, а не черной, как планировалось, так еще и стекла на следующий день после того, как прошел небольшой дождь...».

В этом году Денис работал в пресс-службе фестиваля «Стенограффия», и подобных историй у него много. За это время он успел пообщаться со многими художниками
и познакомиться с различными техниками. Хотя изначально Денис был занят
в команде онлайн-трансляций, со временем в силу своей мобильности (Денис
пере мещается по городу на велосипеде) он начал повсеместно отслеживать
прогресс создания работ, и, как результат, большинство инстаграм-сторис
фестиваля «Стенограффия 2020» были сняты лично им.

«Когда я начал серьезно интересоваться стрит-артом, сразу появилось желание так или иначе поработать с командой Стенограффии. Ну и этим летом я подал заявку на курсы пресс-службы. Отбор я прошел, после чего в течение двух-трех недель я и самые разные люди со всей страны обучались качественно освещать события фестиваля. Некоторые из моих коллег — студенты-журналисты из Санкт-Петербурга
и Москвы, для которых волонтерство на фестивале стало практикой.
Для Стенограффии это был первый опыт обучения волонтеров, и он оказался крайне удачным».

Когда я спросил Дениса о его любимой работе на фестивале, ему не пришлось долго думать. Уже упомянутая выше работа Яна Посадского «Радио» стала примером того, как профессионально и ответственно художник может работать с местным контекстом. Во время создания работы художник разыскивал следы «Радиоцентра
№3» — той самой радиостанции, с которой в военные годы на всю страну из
Свердловска вещал Юрий Борисович Левитан. Тогда же художник наткнулся на геодезическую вышку в Шарташском парке, которую решил преобразить. На выкрашенную в черный цвет башню было наклеено около 7000 светоотражающих точек в паттерне, напоминающем электромагнитные поля. Отражающийся от наклеек свет – это тоже электромагнитные волны, но уже видимые человеческому глазу.
Кирилл Ведерников «Уральский Гефест»
Фото: Дмитрий Чабанов, Форма 42
Марина Фионова, куратор площадки, выпускница факультета дизайна УрГАХУ
Если Денис Пономарев влился в работу фестиваля в первый раз, то для выпускницы факультета дизайна УрГАХУ Марины Фионовой это уже пятая Стенограффия.

В этом году Марина курировала площадку с работой Кирилла Ведерникова под названием «Гефест». Расположился Уральский Гефест на стене одного из жилых домов в микрорайоне Эльмаш, и по замыслу художника стал олицетворением
индустриальной истории Екатеринбурга в целом и района в частности.

«Обязанности куратора площадки всегда разные, например, сориентировать художника в незнакомом городе, помочь на объекте с заливкой фона, или же общаться со многими интересующимися людьми. Если заглядывают СМИ, то необходимо отвечать на их вопросы и рассказывать о работе – все для того, чтобы художник мог спокойно работать. Бывает, что нужно предоставить документы о том,
что у нас все согласовано, и, конечно же, они у тебя всегда под рукой».

На мое предположение о том, что волонтерство на пятый раз может наскучить, Марина ответила, что Стенограффия никогда не бывает одинаковой. Наоборот, это каждый раз новые люди, новые объекты, новые истории, и, соответственно, новые впечатления.
CODE501 — «Продленное лето»
Фото: Дмитрий Чабанов, резидент Форма 42
Сергей Ермаков, художник, выпускник факультета дизайна УрГАХУ
Работы Сергея студентам нашего вуза найти совсем не сложно. Стоит дойти до автобусной остановки возле нашего университета и поднять глаза, как вы увидите
россыпь цветных не то планет, не то пузырей, пролетающих по стенам торгового центра «SILA VOLI» за угол. Сергей часто не дает названий своим уличным объектам,
оставляя эту возможность случайным зрителям, однако в данном случае художник подсказывает: «Работа о том, как новое поглощает и захватывает нас, как нечто маленькое достигает невероятных масштабов».

В прямой трансляции для пресс-службы Стенограффии Сергей признается, что в Екатеринбурге начать рисовать на улицах гораздо легче. Здесь люди уже морально готовы к стрит-арту и понимают, что человек с баллончиком в руке необязательно
потенциальный вредитель. Но со страхом улицы все равно приходится бороться. Как говорит Сергей: «Улица, она хоть прекрасная и большая, но всегда есть страх, что
ты не покажешь то, что ты хотел показать. Будет не так хорошо, как ты в голове представил».

Этим летом Сергей впервые принял участие в фестивале «Стенограффия». Его полотном стали жалюзи киоска «Роспечати», расположенного на перекрестке улиц Малышева-Хохрякова. Если вы придете на этот перекресток ночью, то вы увидите яркие цветовые сочетания и узнаваемую улыбку, созданную креативной командой
CODE501. Во время создания Сергей говорил, что этой работой он хотел продлить лето, и мне кажется, что работа действительно вышла очень теплой и в меру безза-
ботной, какими часто и остаются воспоминания о лете.

Осознанное уличное искусство становится частью нашей жизни, и этот факт нельзя отрицать. Большие фестивали стремятся изменять и улучшать качество городской среды с помощью художников. Для самих художников участие в фестивале — прекрасный шанс заявить о себе и своем творчестве. Так что если вы чувствуете в себе тягу менять пространство вокруг, то знайте: вы в этом не одиноки. И еще никогда не было лучшего момента, чтобы начать.

CODE501 — Скульптура из серии «Поглощение»
Фото: Владимир Абих