Реставрационная
практика архитекторов

Архипелаг №3 2021
Виктория Моторина,
Артемий Тимофеев,
студенты 2 курса архитектуры

Повествование о том, как обычная студенческая практика на первом курсе стала настоящей демоверсией работы реставратора.

Многие фондовые макеты, к большому сожалению, были испорчены водой и пылью из-за ремонтных работ крыши университета. Поэтому часть студентов-первокурсников в этом году занималась реставрацией учебных макетов.

Мы за две недели отреставрировали два больших макета. Первый — Парфенона, второй — Акрополя. Это была очень интересная работа ещё с первых этапов, но и достаточно трудоёмкая.

Когда в самом начале был выбор макетов для работы, нас обоих заинтересовал макет Парфенона своей сложностью, грандиозностью и необычностью в исполнении, так как был не из бумаги, а из гипса, дерева, ДВП. Макет был примерно 1945 года создания, поэтому время на него повлияло не меньше, чем ремонт. Больше всего сил мы вложили именно в его реставрацию. На одни только маленькие акротерии* (60-70 штук) у Артёма ушёл целый день. Была заменена большая часть колонн, которые мы решили сделать из гипса, не нарушая подхода автора и не желая портить эстетическое восприятие, цельность макета, что было бы легко, если использовать бумагу.


* Акротерии — (акротерион, греч. ἀκρωτήριον — «высочайший») — украшение или насадка на острие или на обоих концах или вершине фронтона в форме вьющихся растений, скульптурных фигур и волют.
Это решение было для нас авантюрой, потому что работа с силиконом для создания формы гипсовых колонн – дело непростое. Однако здесь оказала положительное влияние заинтересованность в других сферах и увлечение научно-популярными видео. Помимо этого, Артём сделал новые центральные акротерии из пластики, которые, несомненно, получились более выразительными и детализированными, нежели если были бы из бумаги. Также мы зашпаклевали трещины, покрасили весь макет. Практически полностью обновили крышу и детали фронтов.



Когда был выбор макетов для работы, нас обоих заинтересовал макет Парфенона своей сложностью, грандиозностью и необычностью в исполнении, так как был не из бумаги, а из гипса, дерева, ДВП.

Макет Акрополя неизвестного года создания, но примерно того же времени, что и макет Парфенона. Изначально его реставрация не входила в наши планы, но, к нашему удивлению, мы успели завершить работу над Парфеноном намного раньше, чем ожидалось. Времени
и сил осталось достаточно, чтобы привести этот макет в опрятный вид. Он был почищен от пыли и покрашен, поправлен рельеф. На замешивание нужного оттенка для рельефа ушло несколько часов из-за того, что краска при высыхании сильно высветлялась, а сохла полчаса-час. Также Вика восстановила кариатиды** у Эрехтейона. Возможно, из пластилина они простоят куда дольше, чем из гипса.

Для аутентичности таблички с информацией о реставраторах было решено сделать из гипса и процарапать на них текст, что было очень удачным решением, поскольку помогло им влиться в существующую стилистику макетов.

Было очень интересно погрузиться в такую реставрацию, поработать не с бумагой и картоном, которые нас преследовали во время учебного года, а с иными, более крепкими
материалами. Понравилось искать непривычные для нас подходы и решения.
** Кариатиды — колонны в виде женских фигур, поддерживающие выступающие части здания.
Стоит отметить и практику работы в команде. Конечно же, важен оптимальный выбор её участников: когда их взгляды схожи, то и работа идёт ладно. Ещё одним плюсом командной работы является то, что каждый что-то делает лучше и охотнее. Было приятно наблюдать, что пока ты занят чем-то одним, другая часть работы, менее приятная для тебя, тоже продвигается. И стоит отметить важность стойкости и целеустремлённости членов команды, потому что желания сдаться или схалтурить в любой сложной работе
неизбежны.

По окончании мы были благодарны друг другу за комфортное и экологичное сотрудничество в этой непростой практике и хотим сказать спасибо нашему ректору, Долгову Александру Владимировичу, за возможность такой практики и Козюк Наталье Брониславовне за активную поддержку.
Анастасия Молофеева,
студентка 2 курса архитектуры

После первого курса мне удалось поучаствовать в реставрации макетов из методического кабинета УрГАХУ. Может показаться, что это что-то странное и невозможное. Когда берешь в руки макет, сделанный задолго до тебя, начинается внутреннее волнение и становится страшно, но в голове уже начинают бегать мысли о том, как бы исправить появившиеся со временем изъяны. Реставрация — это очень интересный процесс.

Реставрация — это очень интересный процесс.

Мы с одногруппниками работали над макетами зданий, построенных по проектам Гауди, а также зданий в стиле русского модерна. Каждый макет требует индивидуального подхода. Необходимо очистить его от пыли, восстановить цвета и разрушенные элементы фасада. Лично для меня было удивительно увидеть вживую здание по проекту О. Листа, макет которого я реставрировала. Этот опыт мне очень понравился и я бы с удовольствием занялась реставрацией вновь.
Текст и фотографии: Виктория Моторина, Артемий Тимофеев, Анастасия Молофеева