«Переписка с прошлым 41/20»— выставка о прошлом и о нас

Архипелаг №2 2020
Кондакова Ю.В., доцент кафедры социальных и гуманитарных наук
Курс «PR-технологии» для студентов УрГАХУ я веду уже более 8 лет – не только в теории, но и на практике показываю студентам, как можно осуществить социаль-ный арт-проект. Каждый год удивляюсь тому, что раз от раза проекты создаются все необычнее: то задачу хозяева выставочной площадки поставят уникальную, как Свердловская областная библиотека для детей и юношества (наша выставка «Та сторона, где ветер», 2015) – преобразовать пространство библиотеки-особняка XIX века, организовав выставку на лестнице, причем в историческое здание нель-зя вбить ни одного гвоздя… То аудитория и герои необыкновенные – как в случае с на-шим социальным арт-проектом «Город, которого словно бы нет» (2018-2020) – когда все герои были незрячими, как и значительная часть посетителей выставки.
В этом году я не ожидала необычного проекта, скорее, он отличался высокой сте-пенью социальной ответственности – как социальный проект, посвященный победе в Великой Отечественной войне. Он планировался как один из традиционных для УрГАХУ совместных для преподавателей и студентов арт-проектов, посвященных Дню Победы. Однако этот проект сделала уникальным жизнь – работа над ним началась в «реале», а продолжилась и завершилась в виртуальном режиме, когда тоже началась своеобразная война всего мира – за каждую жизнь, только на «передовую» вышли врачи, а все мы засели в обороне.

Воспитание патриотизма осуществляется посредством приобщения к националь-ному искусству, так как последнее – это, говоря словами Ю.М. Лотмана, «по сути своей Книга Памяти и Совести. Нам надо только научиться читать эту книгу».
Что такое фотографии тех, военных лет – портреты солдат и офицеров, кусочки военного детства, застывшие в тревожном ожидании глаза женщин и детей – для нас, понимающих так мало о ТОЙ жизни? Переживающих о том, что жизнь меняется, что надо себя в чем-то ущемить, потерпеть некое время, и не знающих глубину страдания и терпения людей ТОГО времени?
Сейчас становится все меньше не только фронтовиков, но и людей, которые помнят войну. Как мучительно тянулось время в ожидании вестей с фронта, как в тылу делали все возможное и невозможное, отдавали все силы ради победы. Как было непросто в эвакуации, на оккупированной территории, а то и в плену… Как с самых ранних лет, с детства переживали лишения и голод, страх и тревогу, хроническую усталость.
Практически в каждых семьях хранятся старые фотографии военных лет – пожелтевшие снимки, с которых на нас смотрят герои тех лет – не только фронтовики, но женщины, старики, дети, жившие в те трудные годы. О некоторых мы храним воспоминания – они даны нам «из первых уст» или пересказаны родными. Эта память связана не только со сражениями на фронте, но с событиями, бытом, тыловыми буднями, повседневными деталями военного времени. Порой даже краткие истории рождают в душе отклики, желание поговорить, спросить, высказать свои мысли.
Проект «Переписка с прошлым 41/20» запомнится мне не только переходом в виртуальный режим, переживаниями студентов, работающих с выставочным материалом, о том, что условия открытия проекта меняются каждые 2 недели, а то и чаще. Переживаниями всех о будущем, становящемся все более неясным… Запомнится прежде всего глубиной высказываний наших студентов и выпускников, пишущих письма в прошлое. Среди них, кстати, есть письмо с воспоминаниями о своем прадеде, рассказавшем своему сыну (отцу студентки), как он чудом остался жив благодаря подвигу врача, который в те дни считался повседневной работой.
О чем мы писали письма в прошлое? О том, что война страшит, так как она касается всех. О том, что мы гордимся мужеством и отвагой, смелостью и героизмом тех, благодаря которым, в итоге живем. И о том, что воспоминания о войне похожи на утихающее эхо, которое не должно оглушить тишиной тех, кто будет после нас. Мы не должны забывать свое прошлое, и хочется верить, что не забудем, что все еще в наших руках, потому что наше прошлое – фундамент настоящего, помогающего переживать все невзгоды и в итоге дающее веру в будущее.
Фото предоставлены участниками выставки