Музеи, музеи, музеи
Архипелаг №3 2019
Музейные коллекции окружают нас, их много, — это и шедевры в галереях, и ста-рые манекены в музеях мусора. Даже в небольших городах есть краеведческие центры. Мы привыкли относиться к подобным «скоплениям интересностей» как к складам, где можно поглазеть на какие-либо экспонаты, а для кого-то это и вовсе нечто безумно скучное.
Этим летом я прошла музейную практику в Финляндии и Швеции, которая перевернула моё представление о музеях.

В рамках практики я изучала способы взаимодействия музея с посетителями, а также обращала внимание на внедрение современных технологий, что заставило меня отвлечься от экспонатов, посмотрев на экспозиции и сами музеи в целом.

Мой абсолютный фаворит среди музеев, посещённых за лето — Kiasma. Так называется Национальная галерея современного искусства Финляндии, которая находится в Хельсинки. Я осталась в полном восторге. Каждый этаж этого здания посвящен отдельной теме. Переходя от зала к залу, от экспоната к экспонату, ты погружаешься в выставку всё глубже, а планировка здания, чередующая светлые и темные большие пространства, наполняет тебя дрожью. Загадочность огромных полупустых пространств похожа на головоломку, которую нужно разгадать. Бродя по залам ты не встретишь типичные экспонаты, расположенные вдоль стен узких галереи, тут задействован весь зал: пространство, звук, освещение, расположение экспонатов, что образует цельное пространство.
Вернёмся к расположению экспозиций по этажам. Как я уже говорила, этажи играют роль зонирования на темы. Мой любимый этаж посвящен взаимодействию зрителей и экспозиции. В одном из его залов стоит возвышение-сцена в свете софит. На стене висят наушники. Посетитель надевает наушники, нажимает на них кнопку и слышит голос, говорящий ему, что делать (на англий-
ском). Он взбирается на сцену и начинает перфоманс, следуя указаниям на звукозаписи. Так
зритель становится творцом. В следующем зале стоит огромная деревянная «коробка». В её стенки вмонтированы банки от консервов. Соединённые нитками, они образуют примитивный телефон. Нитки перемешаны и ты можешь поговорить со случайным человеком по ту сторону коробки. Если пройти дальше, то ты попадаешь в комнату, посреди которой стоит манекен, изредка моргающий, а вокруг него стоят мольберты с уже прикреплённой бумагой, в углу комнаты — карандаши, точилки, ластики и канцелярские кнопки, которыми можно прикрепить готовый шедевр к стене помещения.
Так у каждого желающего появляется возможность стать соавтором выставки в музее современного искусства.

В следующем зале сидит художница. Она зашивает дырки на одежде. Любой посетитель может принести свою одежду ей на починку, а в то время, пока она штопает, поговорить с ней о чём угодно. Смысл в беседе, в необычных обстоятельствах с неожиданным человеком.

Мне кажется, последний зал заключает в себе философию Национальной галереи современного искусства: посетитель должен почувствовать нечто новое, пережить эмоцию, уйти обновленным. На это нацелены не только сами экспонаты, но и всё устройство музея в целом. Музей настолько увлечён
передачей эмоций, что под самую яркую эмоцию выделили отдельный этаж. Его занимает экспози-ция из цветных искусственных волос. Копны ярких прядей, напоминающих шерсть мамонта-панка, свисают ото всюду, их можно гладить или лежать на пуфиках под ними, и главная идея, которая в
это закладывается — ты должен испытать радость от буйства красок и пушистости. И это работает, из зала ты выходишь абсолютно счастливым.
Помимо Хельсинки в Финляндии мы посетили Турку и Порвоо. На последнем городе стоит остановиться подробнее. Долгая прогулка по историческому центру уверила меня, что на первом месте у этого места магазины, и не какие-то сетевые бутики, а лавки антиквариата. Это безумно интересно, полки ломятся от настоящих музейных экспонатов прошлого века, которые можно при-
обрести. У «экспонатов» нет подписей, они хаотичны: маска аборигена из Африки соседствует с распятием из церкви, рядом — старые железные солдатики, фарфоровые кружки, пара подсвечников и неоновая вывеска. Устройство этого музея-не-музея хаотично. Склад старых и красивых предметов без какого-либо порядка, всё на одном этаже, комнаты не разделены дверьми. Такое тоже может быть и это не менее интересно, чем детально спланированные экспозиции.

Как видите, изучать культуру можно не только в музеях быта. В Порвоо есть и несколько художественных галерей. Они спрятаны во внутренних двориках или внутри частных, на первый взгляд, домов. Они очень маленькие, буквально пара комнат, коллекции отобраны тщательно, а внутри тихо и совсем нет скамеек.
Одна из галерей играет роль туристического центра. В ней можно взять бутылку для воды и тут же наполнить её, найти туристическую информацию на родном языке и спросить дорогу до интересующего места. Другая галерея была ещё более пустынной, там сидела только хрупкая старушка-смотрительница. На обе галереи я наткнулась случайно. Они очень похожи на частные собрания, однако открыты всем желающим. Тихая и спокойная, галерея становится местом, где можно получить помощь: тебе дадут водички и карту, отыщут, чем закрыться от дождя. Мило и уютно: это камерные места в Порвоо.

Такие музеи в основном перестроены из жилых домов, экспонаты расставлены там, где это удобнее сделать. Иногда отдельная комната посвящена отдельному художнику, иногда все предметы искусства галереи располагаются вперемешку. Такое устройство может многое рассказать об
организаторе музея, это что-то личное, без глобальных тем.
В десятки раз грандиознее и масштабнее музеи столицы Швеции — Стокгольма. Особенно мне запал в душу «VasaMuseet» — музей одного экспоната, зато какого! Огромный затонувший боевой корабль 17 века чудом уцелел и, благодаря реставраторам, сейчас открыт всем желающим.

Меня восхитило умение шведов выжать максимум из одной находки. Вокруг огромного корабля ярусами располагаются «балконы» для того, чтобы его можно было бы рассмотреть со всех сторон, на самих балконах имеются экспозиции, посвященные разным темам: от жизни города во времена постройки корабля Васа, до пошаговых скульптур, изображающих поднятие судна со дна. Самое
прекрасное в музее то, что он максимально интерактивен: различные воссозданные объекты вроде старого водолазного колокола, в котором можно посидеть (внушает ужас и трепет), копия палубы корабля с пушками, где можно почувствовать себя мореходом того времени, копия «руля» корабля
(не штурвал, а палка, торчащая из палубы, кто ж знал, что тогда рулили так), наклоняя который,
можно управлять корабликом в игре. Задача: плавать и собирать монетки, не врезаясь в
берега. Это весело и познавательно.

По такому принципу и построен музей. Максимально вытянуть информацию из каждой частички находки, просто и интересно об этом рассказать, и если из этого можно сделать предмет, который
можно трогать, интерактивную игру на экране, или фильм, то так и следует поступить. Копии
улочки города, пушек, руля, водолазных костюмов, троссов, которыми Васу поднимали, небольшой вырытый склеп со скелетами утонувших с кораблём людей, каждому из которых дали имя, а одной девушке даже посвятили комнату, предположив, кем она могла быть, а так же отсняли видео в костюмах и декорациях, воспроизводя быт того времени.

Отдельного внимания требует планировка музея. Огромное пространство с кораблём в центре и куча балконов по периметру. Получается, что музей одновременно многоэтажный и одноэтажный. К тому же у каждого яруса своя тематика: расследование причин крушения судна, быт тех времен, устройства, с помощью которых корабль пытались достать, декорирование корабля и так далее. Концепция «посмотри и потрогай» нашла изящное решение через планировку, которая вместила бессчётное количество экспонатов.
Ещё один «щупательный» музей Стокгольма — Vikingaliv Stockholm. Это музей викингов, и что самое забавное — я не нашла в нём ни одного настоящего экспоната. Он полностью состоит из муляжей, детально копирующих быт. Серьёзно, там есть даже искусственные объедки на столе в детально
воссозданных комнатах. Самое прекрасное — всё абсолютно всё можно трогать, примерять на себя, везде можно ходить, и почти на всё залезать. Также этот музей самый продвинутый по части внедрения технологий. Он опережает «Васу», так как тут на экранах не просто транслируется что-либо по умолчанию, здесь ты можешь выбрать, что именно ты хочешь посмотреть. Работники музея отсняли ролики о жизни разных слоёв населения, о женщинах, о мужчинах, об их одежде, быте, ежедневных делах и роли в социуме.

Таков принцип работы музея Викингов: взаимодействие и технологии. Способов взаимодействовать
полно. Помимо того, что в каждую экспозицию ты можешь буквально войти, посидеть, потрогать, и тому подобное, есть возможность выбрать способ «погружения» в музей: можно обойти всю экспозицию саму или перейти по QR-коду и прослушать бесплатный подробный аудиогид на их сайте,
а можно взять экскурсию, есть возможность поговорить с ребятами в музее, которые одеты в аутентичные костюмы и рады рассказать, для чего под потолком жилищ натянуты верёвки и как играть в скандинавский аналог шахмат. В конце прогулки по музею есть аттракцион: вагончик-поезд, который везет тебя по кукольно-муляжному представлению, от сцены к сцене. Она проигрывается
на твоём языке. Свет, декорации, движения некоторых частей композиции потрясают.

К концу истории я была очень растрогана. Этот музей великолепен, и вовсе не важно, что там нет ни одного «настоящего» экспоната. Для меня это принципиально новый подход к организации экспозиции. Цель не показать что-то, а рассказать о чём-то. Музей небольшой, в два этажа, экспозиция только на втором, на первом — касса и аттракцион-сказка. Однако, за счёт того, что ты не просто смотришь на экспонаты, а взаимодействуешь с ними, ты проводишь в музее столько же времени, сколько занимает просмотр большой галереи. Я считаю такой способ организации познавательного процесса великолепным.

До этой практики я посетила много галерей и выставочных залов. Один только забег по галереям в Ночь Музеев Екатеринбурга чего стоит! Однако до практики я упускала нечто важное: не только экспонаты достойны внимания, сами музеи, их обустройство, способы взаимодействия с посетителями, то, как они ведут вас от экспозиции к экспозиции, что заставляют чувствовать, на чём
расставляют акценты, каким образом раскрыто содержание коллекции — всё это достойно
пристального внимания и изучения.

Музей — не просто стены, на которых и вдоль которых висят и стоят интересные штуки, нет.
Музеи — это ценные экспонаты на карте города.
Адель ЕНИКЕЕВА,
2 курс, дизайн мультимедиа

Фото: А.Еникеева, А.Тропина, А.Коршунова, Д.Пьерова, М. С.Свалов, В.В.Типикин