Нужно ли учиться в магистратуре?

Архипелаг №4 2020
Текст: Виктория Игоревна Исаченко
Иллюстрации: Павел Плясун

Нужно ли учиться в магистратуре?
Этот вопрос рано или поздно возникает у многих ребят, завершающих обучение на бакалавриате. Давайте попробуем с этим разобраться.

Во-первых, нужно понимать, что в системе российского образования существует несколько уровней высшего образования, дающие разную квалификацию. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливаются следующие уровни профессионального образования: высшее образование — бакалавриат; высшее образование — специалитет, высшее образование — магистратура; высшее образование— подготовка кадров высшей квалификации.

Бакалавриат, специалитет и магистратура являются уровнями профессионального высшего образования, отличающимися по содержанию и продолжительности обучения.

Таким образом, бакалавриат является лишь первой ступенью высшего образования. Причём не только в России, но и во всех странах, которые реализуют Болонскую систему образования.

Исаченко Виктория Игоревна,
проректор по учебной работе УрГАХУ, к.ф.н., профессор, Вице-президент Союза Дизайнеров России, Член Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации

Во-вторых, бакалавриат даёт лишь базовое образование, которое завершается шестым уровнем квалификации из восьми в Национальной рамке квалификаций Российской Федерации. Традиционно бакалавриат ориентирован на получение компетенций, позволяющих выполнять трудовые функции, связанные с разработкой архитектурного, градостроительного, дизайнерского или художественного проекта и сопутствующей к нему документации. И сегодня вся государственная политика в системе высшего образования ориентирована на то, чтобы предоставить возможность получить такое образование максимальному числу граждан за счёт средств федерального бюджета. Соответственно, наибольшее число бюджетных мест выделяется именно на бакалавриат. Работодатель, со своей стороны, заинтересован в грамотных специалистах такого звена, способных выполнять самую трудоёмкую работу, зачастую за небольшую заработную плату. В результате, бакалавр является основной трудовой единицей на современном рынке труда.

В-третьих, образование бакалавра не даёт перспективы для карьерного роста, так как не предусматривает компетенций седьмого уровня по руководству проектными работами и трудовыми коллективами. Поэтому, если вы рано или поздно планируете возглавлять проектные отделы или организации, образования бакалавра будет недостаточно, нужно обязательно получить образование магистра.

В-четвертых, магистратура даёт возможность в короткие сроки освоить совершенно новые области профессиональной деятельности, получить глубокие знания по проведению научных исследований, приобрести опыт в разработке проектных концепций, участвовать в международных и всероссийских научных и научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах, фестивалях, грантах научных фондов и других интересных проектах. Все эти компетенции помогут не только существенно расширить профессиональное портфолио, но и продвинуться по карьерной лестнице, повысить уровень заработной платы. А если вы планируете работать преподавателем в вузе, то по завершении магистратуры необходимо продолжить обучение в аспирантуре на программе подготовки кадров высшего образования.
Сегодня достаточно много вузов, которые реализуют программы магистратуры. Но если вы решите продолжить обучение в УрГАХУ, то программы магистратуры реализуют три учебных структурных подразделения: факультет архитектуры, факультет дизайна и институт изобразительных искусств.

На факультете архитектуры программы магистратуры реализуются по следующим профилям:

Теория и история архитектуры. Подготовка на этом профиле включает изучение жанров текстового представления архитектурной мысли: критическая статья, монография, научно-исследовательский отчет и магистерская диссертация, а также обучение навыкам научного обоснования идей и их публичной защиты.


Архитектурно-планировочная организация поселений. Подготовка на профиле включает изучение таких областей градостроительной деятельности, как территориальное планирование, планировка территорий, управление градостроительной и архитектурной деятельностью в муниципальных образованиях (городах, городских и сельских поселениях, городских округах, муниципальных районах).

Архитектура зданий и сооружений. Подготовка на профиле заключается в обучении проектированию уникальных зданий и сооружений, а также многофункциональных комплексов.

Архитектурное проектирование, реставрация и реконструкция архитектурного наследия. Обучение на профиле включает выполнение исследовательских и проектно-изыскательских работ, направленных на сохранение и реставрацию как архитектурно-исторической среды городов и населенных пунктов, так и отдельных зданий-памятников и их интерьеров, а также заключается в обучении навыкам решения комплексных задач, связанных с исследованием, проектированием, воссозданием, и реконструкцией памятников истории и культуры.

Архитектурно-ландшафтное проектирование. Обучение на профиле включает работу с объектами градостроительно-ландшафтных систем различного уровня и назначения (природные, исторические, городские ландшафты; сады и парки, агроландшафты и др.) и ориентировано на обучение навыкам создания целостной искусственной архитектурно-ландшафтной материально-пространственной среды обитания человека.

Архитектура объектов промышленной инфраструктуры города. Обучение на профиле заключается в подготовке архитекторов, которые наряду с созданием концепций перепрофилирования сохранившихся объектов индустриального наследия, владеют навыками разработки проектов использования бывших промышленных территорий под востребованную в настоящее время производственную функцию, учитывая при этом имеющийся историко-культурный контекст.
На факультете дизайна программы магистратуры реализуются по следующим профилям:

Промышленный дизайн, направленный на проектирование предметного мира человека. Обучение ведется в трёх студиях: студии дизайна товаров, студии транспортного дизайна, студии дизайна для экстремальной среды. Объектами проектирования являются любые трёхмерные объекты окружающей предметной среды, такие как инновационные мультимедийные и коммуникационные устройства, аудио-, видеотехника, дополнительное автомобильное оборудование, детские и пропедевтические игровые изделия, медицинская техника, интерьерное оборудование и мебель, а также средства транспорта.

Графический дизайн, направленный на проектирование информационного и визуального пространства в среде жизнедеятельности человека. Здесь магистранты работают со сложными проблемными кейсами, требующими нестандартного инновационного подхода со стороны дизайна, например возможности дизайна визуальных коммуникаций в решении таких проблем, как подростковый буллинг или ограниченность дистанционного образования, создание дизайн-бизнеса в маленьком городе или социально-профессиональная адаптация молодых специалистов, территориальный брендинг, виртуальная реальность, образовательные инновации и др.

Дизайн среды, направленный на проектирование среды жизнедеятельности человека. Объектом проектной разработки являются интерьеры жилых и общественных помещений, выставочных площадок или открытое городское пространство.

Дизайн костюма, направленный на проектирование предметного мира человека в области одежды и аксессуаров. Магистранты проектируют авторские коллекции одежды разного назначения, а также дополнения и аксессуары к ним: обувь, головные уборы, сумки и т.д. Коллекции в категории прет-а-порте и высокой моды предназначены для мужчин и женщин различных возрастных групп.

В институте изобразительных искусств программа магистратуры реализуется по профилю: Художественная обработка материалов, направленная на проектирование декоративных изделий и предметов, выполненных ручным или промышленным способом в материале (керамика, металл, ткань и др. материалы), художественное оформление интерьеров зданий и сооружений.

Немаловажным является вопрос трудоустройства наших выпускников, завершивших обучение по программам магистратуры. Основными нашими работодателями являются Департамент архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Администрации города Екатеринбурга; АО «Корпорация «Атомстройкомплекс»»; Группа ЛСР; ООО «Проектное бюро Р1»; ООО «Брусника»; Архитектурный отдел Администрации города Екатеринбурга; Группа компаний «ПИК»; НПЦ по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области; Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области; ООО «Архитекторы Неба»; Архитектурное бюро «OSA»; ООО ТД «Сима Ленд»; Свердловский государственный академический театр драмы; Салон «Текстильный дизайн»; Издательство TATLIN; Компания «Targem Games»; IT-компания «The head»; студия «MAXDESIGN»; ООО «Спецремстрой»; Дизайн-студия «Градиз»; ООО «Домино»; ООО «Творческое производственное объединение «Екатеринбургский художественный фонд»; Театр юного зрителя (г. Екатеринбург); Творческая Архитектурная Фирма «Архпроект»; СХУ им. И.Д.Шадра; ООО «Творческое производственное объединение «Екатеринбургский художественный фонд»; Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В. Г. Белинского; Студия «Мастеркласс»; МБУК ДО ДХШ N1 им. П.П. Чистякова; Студия анимации «А-фильм»; Свердловская киностудия; Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета.

Конечно, принять решение, нужно ли продолжить образование в магистратуре, каждый должен сам, но очевидно одно: пока есть возможность продолжить собственное развитие и Вы не обременены семейными заботами, надо этим шансом воспользоваться. Тем более что университет ежегодно получает бюджетные места на программы магистратуры.