- Анри Юрьевич, какие, кроме этого, у вас были интересные моменты в общении со студентами?
- Мы со студентами постоянно отправлялись в турпоходы. А моя обмерочная практика была самой увлекательной, потому что ни с кем так далеко не ездили, как со мной. Со мной ездили на русский Север, в Архангельскую, Вологодскую, Кировскую области, и, строго говоря, это была даже не практика, а научная экспедиция, где студенты под моим руководством собирали материал.
Совсем недавно вышла моя книга «Региональное многообразие русского барокко», у нее громадный территориальный охват: от Вологды до Тобольска, от Архангельска до Астрахани. Это запоздалый плод тогдашних экспедиций.
И более чем за десять лет у нас даже успели сложиться традиции. Например, мы отправлялись обычно ввосьмером: четверо мальчиков (включая меня, я тогда, благо, был довольно молод) и четыре девочки - и вводилось правило шефства. Каждый шефствовал над какой-нибудь практиканткой. Бывало, что в ходе экспедиции практикантками менялись.
Среди мальчиков выбирался Боб - такая была кличка у участника первой экспедиции, и она стала нарицательной. Боб - парень великовозрастный, отслуживший в армии, физически крепкий. Бобом называли завхоза, которому приходилось тащить палатку и снаряжение, договариваться о стоянках, жилье и транспорте.
А среди девочек была Мальвина - это опять же кличка одной из практиканток, которая привязалась к ней еще в детсадике. У Мальвин в экспедиции функция чисто декоративная - они украшают группу. И я каждый год подбирал Мальвин.
Потом появилась еще Снежана: если Мальвина демонстрировала себя, то Снежана была утонченной, мечтательной натурой, которая на все смотрела широко раскрытыми глазками, могла даже стихи читать. А кроме того, всегда была Пацанка. И была особенно полезна, когда не удавалось подобрать подходящего Боба, и вот тогда Пацанка брала роль Боба на себя. Вот такие были 70-е - первая половина 80-х годов.
- Это были ваши экспедиции по Северу. А по Уралу?
- И по Уралу разъезжали.
- На лекциях вы рассказывали, что уже 11 раз были в Италии...
- Ну, это уже другая сторона. В советское время я выезжал мало.
- А куда вы выезжали в то время?
- В советское время для начала полагалось выезжать в Болгарию. Она считалась чуть ли не шестнадцатой республикой, и формальности для туризма были минимальные. И уже тогда это был для меня не пляжный отдых, это был тур по историческим местам, в частности - по местам русской боевой славы. Мы были, например, на Шипкинском перевале, где воевали солдаты Скобелева. Потом я побывал на Кубе, и лишь после этого меня выпустили в Италию, но на краткий обзорный тур - галопом.
- В каком году вам удалось туда вырваться?
- Скоро будет 35 лет - в декабре 1979 года. Стояла очень хорошая погода, было солнечно, сухо, умеренно холодно. А возобновил заграничные поездки я только четверть века спустя: девяностые годы, в том числе для меня, были очень тяжелыми. Надо было просто бороться за выживание. Да и само существование нашего вуза оказывалось под вопросом. Было не до науки, не до поисков ярких впечатлений. Но ситуация стала хоть немного выправляться, и в последние десять лет я езжу очень интенсивно.
- Один или с ребятами?
- В этом отношении наши ребята меня удивляют. Вот еще в советское время: у меня заканчивается лекционный курс, третьекурсники сдали проект, у них образовался небольшой промежуток перед зачетной неделей. Я говорю: «Полетели на Север». Отбоя от желающих не было. В итоге вместо трех отправились всемером. Всего на четыре дня, но какие насыщенные!
А сейчас... Мне просто досадно. Много у кого из студентов богатые родители, да и сами зарабатывать уже научились. А выбирают большинство Таиланд, извините, брюхо на песке греть. А в ту же Италию их не заманишь.
Когда я работал в Нижнем Тагиле (у нашего вуза был там филиал), там студенты, кроме Анри Юрьевича, других преподавателей по истории искусств не знали. Вот с тагильчанами я в Грецию ездил, в Италию ездил. А с нашими...
Одна единственная есть девушка, сейчас она в магистратуре. Сопровождала меня трижды: в Испанию, потом в Бельгию и Голландию. И нынче летом была компания побольше (плюс наши бывшие студенты). Ездили в Данию и Швецию. А так я езжу один.
- И как вы считаете, современные студенты увлекаются историей искусств больше, чем это было раньше, или в целом интерес упал?
- Интерес упал. Я удивляюсь: сейчас если не история искусств, то история архитектуры для вашей специальности - хлеб насущный. Раньше история была востребована, только если человек готовил себя в реставраторы. Теперь же охотников получить проект, скажем, загородного дома в каком-нибудь стиле много.
Сейчас все стили востребованы. Да вы сами видели: сейчас вокруг Екатеринбурга чего только не наворотили - там есть и пародия на стиль «модерн», там есть под Средневековье с зубчатыми башенками, а в Подмосковье, говорят, уже возрождаются и барские усадьбы с белыми колоннами. То есть сейчас архитектору, который хочет иметь широкий диапазон, повторяю, история - это хлеб насущный. Теперь ведь новая эклектика.
Конечно, есть сугубо современное, техницистское, так скажем, направление. Наш выпускник, Женя Трубецков, как раз работает в таком стиле. Его объекты - офисный комплекс на Первомайской и аэропорт «Кольцово». Но, помимо этого, много всевозможных «ретро». Другое дело, что сейчас слишком полагаются на Интернет: выйду, наберу, и все мне само выскочит. Это, конечно, пагубное влияние.
Ну и читать стали гораздо меньше. Откровенно говоря, со стороны студентов большой тяги к истории искусств не наблюдаю. Соответственно, и спутников в поездки у меня не находится.